Для родителей




Положение о портфолио учеников начальных классов
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в период его обучения в начальных классах.

1.2.Портфолио является перспективной формой фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности- учебной, творческой, спортивной и др.

2.Цели и задачи портфолио
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио  помогает решать важные педагогические задачи:
- создание для каждого ученика ситуацию успеха;
- поддержание  интересаобучающегося к определенному виду деятельности;
- поощрение его активности и самостоятельности;
- формирование навыков учебной деятельности;
- содействие индивидуализации образования ученика;
- формирование дополнительных предпосылок и возможностей для его успешной социализации;
- укрепление взаимодействия с семьей обучающегося, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в развитии ребенка и совместной деятельности со школой.
2.3. Портфолио дополняет традиционно контрольно – оценочные средства, включая итоговую и промежуточную аттестацию. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио может быть как качественной так и количественной.

3.Порядок формирования портфолио.
3.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.Период составления портфолио – 1-4 классы начальной школы.
3.3.Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
3.4.Портфолио хранится в школе в течение всего периода обучения. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям).

4.Структура, содержание и оформление портфолио.
4.1.Портфолио ученика имеет:
·         титульный лист, который содержит основную информацию об обучающемся (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика). Титульный лист оформляется учеником совместно с педагогом, родителями (законными представителями);
·         основную часть, которая включает в себя:
раздел « Мой мир»- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка ( «Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
·        раздел «Моя учеба»- в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными, творческими работами, образцовыми тетрадями, проектами, отзывами о книгах и фильмах, графиками роста техники чтения, таблицами с результатами диагностик и тестов;
·        раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи, сочинения, фотографии изделий, фото с выступлений  и пр.
·        раздел «Я в коллективе» - фото и краткие отзывы ребенка о событиях в классе, о внеурочной деятельности;
·        раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, встреч, праздников и т.п.;
·        раздел « Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;

·        раздел «Работы, которыми я горжусь» - в начале нового учебного года содержимое  портфолио  анализируется ребенком (самостоятельно или с участием взрослого). Наиболее значимые работы размещаются в данном разделе, остальные извлекаются и размещаются в отдельной папке («Архив»).



муниципальное   автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10»


Принято
педагогическим советом
протокол   № 1
от 17.01.2014 г.

Утверждено
приказом директора 
МАОУ «Школа № 10»
от  17.01.2014 г. № 05-ОД/5 (Приложение 7)
Директор                  Е.В. Ислентьева



Положение
о портфолио учеников начальных классов
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в период его обучения в начальных классах.

1.2.Портфолио является перспективной формой фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности- учебной, творческой, спортивной и др.

2.Цели и задачи портфолио
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио  помогает решать важные педагогические задачи:
- создание для каждого ученика ситуацию успеха;
- поддержание  интересаобучающегося к определенному виду деятельности;
- поощрение его активности и самостоятельности;
- формирование навыков учебной деятельности;
- содействие индивидуализации образования ученика;
- формирование дополнительных предпосылок и возможностей для его успешной социализации;
- укрепление взаимодействия с семьей обучающегося, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в развитии ребенка и совместной деятельности со школой.
2.3. Портфолио дополняет традиционно контрольно – оценочные средства, включая итоговую и промежуточную аттестацию. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио может быть как качественной так и количественной.




3.Порядок формирования портфолио.
3.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.Период составления портфолио – 1-4 классы начальной школы.
3.3.Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
3.4.Портфолио хранится в школе в течение всего периода обучения. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям).

4.Структура, содержание и оформление портфолио.
4.1.Портфолио ученика имеет:
·         титульный лист, который содержит основную информацию об обучающемся (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика). Титульный лист оформляется учеником совместно с педагогом, родителями (законными представителями);
·         основную часть, которая включает в себя:
раздел « Мой мир»- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка ( «Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
·        раздел «Моя учеба»- в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными, творческими работами, образцовыми тетрадями, проектами, отзывами о книгах и фильмах, графиками роста техники чтения, таблицами с результатами диагностик и тестов;
·        раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи, сочинения, фотографии изделий, фото с выступлений  и пр.
·        раздел «Я в коллективе» - фото и краткие отзывы ребенка о событиях в классе, о внеурочной деятельности;
·        раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, встреч, праздников и т.п.;
·        раздел « Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;
·        раздел «Я оцениваю себя» - данные самооценки;
·        раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика, советы и рекомендации;
·        раздел «Работы, которыми я горжусь» - в начале нового учебного года содержимое  портфолио  анализируется ребенком (самостоятельно или с участием взрослого). Наиболее значимые работы размещаются в данном разделе, остальные извлекаются и размещаются в отдельной папке («Архив»).

5.Критерии оценки достижений учащихся.
5.1.Портфолио учащихся оценивается классным руководителем  не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:

Раздел
Индикатор
Баллы
Титульный лист, раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь»
красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки.
От 1-го до 5-ти баллов
Разделы «Моя учеба», «Данные самооценки»
Разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов.
Систематичность пополнения раздела.
Листы самооценки.
- 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету;
- 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
Раздел «Я в коллективе»
Наличие отзывов о событиях в классе.
Отзывы о внеурочной деятельности, продукты внеурочной деятельности.
Анкета «Мои друзья», «Мое поручение»
От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.  
Раздел «Мое творчество»
наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений.
От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.  
Раздел «Мои впечатления»
наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников  и т.д.
От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.  
Раздел «Мои достижения»
Количество грамот, сертификатов, дипломов
1 балл за каждую грамоту школьного уровня;
2 балла – городского уровня;
2 балла – за сертификаты дистанционных олимпиад;

  
Особенности использования читательского дневника
Среди всех учебных дисциплин уроки литературного чтения дают особую возможность для решения данной проблемы. Особое место в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка могут занять произведения художественной литературы и устного народного творчества, так как дети младшего школьного возраста испытывают больше эмоций при их восприятии, чем дети других возрастов. Читательский дневник - один из способов привлечения школьников к систематическому чтению. Это – интересная форма увлекательного процесса переработки прочитанного произведения и выражения эмоционального отношения. Читательский дневник делает возможным сотрудничество Читателя и Взрослого (библиотекаря, педагога), где вторые могут консультировать учащихся, наблюдать за результатами и координировать их самостоятельную деятельность. Такой дневник в значительной степени способствует пониманию художественного текста, стимулирует рефлективную деятельность и развивает эмоциональную отзывчивость обучающихся. В дневнике читателя, который является определенным видом автокоммуникации, ребенок имеет возможность соотнести имеющуюся информацию (текст) с предшествующей информацией в своей памяти, дополнить ее, получив на выходе определенный «прирост» информации. Читательский дневник отражает индивидуальный процесс актуализации художественного текста, фиксирует собственные «открытия», и, в конечном итоге, помогает управлять деятельностью читателя. Читательский дневник, как и все другие формы работы , имеет свою цель – научить ребенка делать выводы по прочитанному, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение на основе эмоционального восприятия.


Как не заразиться ротавирусной инфекцией


Ротавирусная инфекция– высоко заразное острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта человека. Заболевания регистрируются в течение всего года, однако, наибольший уровень отмечается в марте-апреле и августе-октябре.
Возбудителем заболевания является вирус, который получил своё название от латинского слова «рота» – колесо, так как под микроскопом по форме он напоминает колесики. Ротавирус способен длительно выживать вне человеческого организма: в водопроводной воде до 60 дней, на овощах и фруктах до 30 дней, на различных предметах внешней среды от 10 до 45 дней.
В организм вирус проникает через рот и размножается в желудочно-кишечном тракте. Заражение может произойти при употреблении инфицированной воды, пищевых продуктов. Но одной из основных причин распространения ротавирусов, является несоблюдение правил личной гигиены, когда передача инфекции происходит через руки, которыми в свою очередь, загрязняются посуда, игрушки, белье. На руках вирус может сохраняться 4 часа и более.
Источником инфекции является больной человек или здоровый носитель вирусов, зачастую – это взрослый. Основную группу заболевших составляют дети.
При заражении заболевание возникает не сразу, а через определенный (инкубационный) период, который длится от 12 часов до 7 дней, затем вирус начинает отравлять организм и развивается болезнь. Заболевание начинается остро с повышения температуры тела до 38-390С, иногда – озноба, слабости. Появляются боли в животе, тошнота, рвота, жидкий стул. Рвота часто является основным проявлением болезни и повторяется до нескольких раз в день. Заболеванию может предшествовать появление насморка, болей в горле, кашля. Острый период длится один-два дня, но проявления болезни (расстройство стула, тошнота, рвота) могут сохраняться до 7 дней и ещё 4-5 дней необходимо до полного выздоровления. Больной заразен до полного выздоровления!
У взрослых ротавирус может протекать и бессимптомно либо проявиться легким недомоганием. У детей от полугода до двух лет возможно смертельно опасное осложнение – острое обезвоживание. Также инфекция тяжело переносится людьми с поражениями и хроническими заболеваниями почек, печени и желудочно-кишечного тракта, беременными женщинами.
Есть и другие кишечные инфекции со схожими симптомами, например, норовирусная. Отличить "отравления" вирусного происхождения от бактериального (как сальмонеллёз), кишечные инфекции от некишечных (менингита, аппендицита или пневмонии) сможет только специалист. Поэтому не теряйте драгоценного времени, вызывайте врача. Точно установленный диагноз и своевременно принятые меры помогут подобрать правильное лечение.
При кажущейся несерьёзности болезни, смертность от нее достигает 3,5 %. Основная причина летального исхода – острое обезвоживание, менее распространенная – вторичное бактериальное заражение.
Отличительные признаки ротавируса:
1. Частая рвота (до 10 раз в день), приносящая временное облегчение. Рвотные массы состоят из содержимого желудка или воды.
2. Сильная слабость, особенно у маленьких детей – больные много спят, выражение лица безучастное, кожа бледная, холодная.
3. Боли в животе. Живот, как правило, вздут, слегка увеличена печень, активно отходят газы. Боли и тошнота присутствуют, но ведущими признаками не являются.
4. Понос. Возможный, но не обязательный признак, особенно при сильной рвоте. Кал сероватый, возможно водянистый, консистенция нарушена. Если кал становится белым, а моча темной – это признак поражения печени. Черный кал может появиться, если больной принимал активированный уголь или иные адсорбенты. Зеленоватый, пенистый, ярко-желтый, с примесью крови кал – признак других кишечных заболеваний.
5. Моча. При ротавирусе возможны хлопья и примесь крови в моче, даже какое-то время после выздоровления может сохраняться поражение почек. О появлении этого признака обязательно сообщите врачу.
6. Температура. Как правило 37,5–38,50С, а у крепких здоровых людей – почти нормальная.
Чем опасен ротавирус
В зависимости от возраста и состояния здоровья ротавирусом болеют с различной степенью тяжести. Во время острой фазы заболевания может наступить обезвоживание организма, что чревато необратимыми последствиями. Для людей с ослабленным иммунитетом ротавирус представляет реальную угрозу жизни.
В «группу риска» входят:
·                     дети с 3-6 месячного возраста до шести-семи лет;
·                     младенцы на искусственном вскармливании;
·                     люди пожилого возраста, после 60 лет;
·                     беременные и кормящие женщины;
·                     люди с хроническими и сопутствующими заболеваниями.
Ротавирусом и другими кишечными инфекциями можно заболеть в любом возрасте. После выздоровления организм становится невосприимчивым только к конкретному штамму вируса, к тому, которым человек переболел.
Простой способ избежать этого – соблюдать элементарные правила гигиены.
Что нужно сделать, чтобы не заболеть ротавирусом
Ротавирусная инфекция способна распространяться многими путями. Чтобы предотвратить заболевание, существует два основных способа: специфическая и неспецифическая профилактика. Для проведения специфической профилактики в настоящее время существует две вакцины, которые содержат ослабленный живой вирус и предназначены для орального применения.
Неспецифическая профилактика включает в себя комплекс мер санитарно-гигиенического характера (регулярное мытье рук, применение только кипяченой питьевой воды, проветривание помещений, влажная уборка). Также важным моментом является своевременная изоляция заболевшего человека, у которого наблюдаются признаки ОРВИ и кишечной инфекции.
Так как, возбудители кишечных инфекций попадают в организм человека через рот с грязных рук, из сырой воды, с кожуры овощей и фруктов, из продуктов питания, приготовленных без соблюдения санитарно-гигиенических норм, при контакте с больными людьми, напомним основные рекомендации:
·                     Мойте руки перед едой, приучите детей прикасаться к пище только чистыми руками.
·                     Овощи, фрукты, ягоды обрабатывайте кипячёной водой. Для сырых продуктов, не прошедших тепловую обработку, выделите отдельную кухонную утварь, разделочные ножи и доски. Данная рекомендация особенно актуальна для беременных, кормящих женщин и маленьких детей.
·                     Обеспечьте себе и ребёнку индивидуальные столовые приборы.
·                     Избегайте питаться в местах массового скопления людей. Родители, которые везде и всюду берут с собой маленьких детей, в разы увеличивают риск их инфицирования любыми вирусами, не только кишечными возбудителями. Не рискуйте детьми.
·                     Не пейте и не ешьте «на ходу». В открытый рот попадает всё, что встретится на пути.
·                     Тщательно, с мылом, мойте руки после туалета. Желательно использовать одноразовые средства гигиены.

·                    Регулярно обрабатывайте специальными антибактериальными средствами ручки дверей, сантехнику, панели телефонов, приборы в салоне автомобиля, клавиатуру компьютера и пультов, всего, с чем контактируют руки.

Учительница:
- Вовочка, скажи честно, 
кто сделал за тебя домашнее задание?
- Не знаю, Мариванна, я уже спал.



  Как организовать домашние занятия?
 Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
В какое время начинать и заканчивать приготовление уроков - см. раздел "Режим дня и работоспособность".
Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.
Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем (см. раздел "Хорошая память").
Домашние задания и... хорошее настроение.
    У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
  • с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
  • в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
  • вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
  • не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
  • никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
  • проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
  • в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
 Как помогать и как воспитывать самостоятельность?
    Прежде всего, определить свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности.
   Все-таки главное для нас - не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.
   Ваша помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности.
   Например, первоклассник пишет медленно и с большим напряжением. Пишите сами черновик задания под его диктовку (например, решение задачи или упражнение по русскому языку). При этом не забывайте делать ошибки! А ребенку останется "только" проверить вашу работу и спокойно, без напряжения переписать ее. Постепенно ведение черновика вы будете передавать ему. Не хочет читать - читайте вслух сами, а ребенок будет проверять. Но ведь для этого ему тоже придется следить за текстом!
   Если вы добились, что ребенок понял часть материала, но явно утомился, сделайте оставшуюся часть задания сами (ничего страшного не произойдет!), а он только перепишет в тетрадь.
   Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.
   Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.
   Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.
   Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.
   Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.
   Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.
   Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.
   Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? На наверстывание упущенного ночами перед контрольной? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?
Если домашние задания - тяжкая повинность.
    Никто из нас не застрахован от такой ситуации с собственным ребенком. Кажется, уже никакой личной жизни нет у мамы или папы. Идешь с работы домой и с тоской думаешь, сколько придется сегодня просидеть с ребенком за уроками. Примерно то же настроение и у ребенка. А если еще процесс сопровождается криком, слезами, даже тумаками - недалеко и до нервного срыва у той и другой стороны. Самое время остановиться и попробовать изменить привычный порядок вещей.
   Сделайте это доступными средствами. Если ваш школьник учится пока в начальной школе, договоритесь о ежедневных занятиях с учителем за плату. Будет это его классный руководитель или кто-то другой - зависит от конкретных отношений. Цель занятий определенная - выполнение домашних заданий. Время и здоровье свое и ребенка сэкономите точно. Есть и другой вариант - попросите соседку-старшеклассницу, или студентку - будущего педагога, или учительницу-пенсионерку.
   Повесьте объявление. Затраты денежные в этом случае будут меньше. Сколько продлятся эти занятия? Пока не восстановите свое психическое здоровье и не почувствуете прилив сил. Тогда возьметесь за выработку у ребенка самостоятельности.
   Не можете позволить себе такие материальные траты? Просите заниматься с ребенком родственников, близких людей. Но разорвать порочный круг вашего с ребенком взаимного недовольства необходимо.
   В конце концов, если эти варианты не для вас, просто остановитесь. Дайте передышку себе и ребенку. Ничего смертельного за несколько дней не произойдет. Предупредите классного руководителя, что хотите провести эксперимент. Отдышавшись, спокойно принимайтесь за дело. Уже без криков, подзатыльников и 

Полезные советы родителям и ученикам начальных классов.
1. Помните, дети могут концентрировать свое внимание на чем-то не более 15 минут.
Поэтому, когда вы будете делать с ними уроки, после 15 минут занятий прервитесь и обязательно отдохните вместе с ребенком, сделайте перерыв и дайте ребенку отдохнуть, например, сделайте физическую зарядку. Можно просто попрыгать на месте раз 10, потанцевать под веселую музыку несколько минут.
Кстати, начинать делать домашние задания лучше с письма. Хорошо также чередовать устные задания с письменными. Общая длительность таких занятий не должна превышать часа.
2. Телевизор, компьютер и любые занятия, которые требуют большой зрительной нагрузки, смотреть его стоит не более часа в день.
В этом уверены многие врачи-офтальмологи во всех странах мира.
3. Не надо резко будить ребенка.
Лучше всего научить школьника пользоваться будильником.
Если он все еще встает с трудом, не надо дразнить его «лежебокой» или ругать. Создавайте атмосферу добра и теплоты, включите погромче радио или любимую музыку ребенка, улыбнитесь ему, поцелуйте крошку.
Помните о том, что если ребенка торопят, то он будет делать все еще медленнее. Это естественная реакция его организма, его оружие в борьбе с не устраивающим его распорядком.
4. Не забывайте также чаще хвалить своего ребенка.
В течение первого года учебы ребенок как никогда нуждается в поддержке родителей. Ведь сейчас он формирует свои личные отношения с учителями и одноклассниками. Кроме того, он также впервые понимает, что с ним кто-то хочет подружиться, а кто-то не хочет… Так у ребенка складывается собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос уверенный в себе и спокойный человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и кляксы в тетради.
5. В беседе с ребенком.
Не задавайте ребенку безликие вопросы: «Что получил?», «Как дела в школе?». Проявите заинтересованность: «Что нового узнал по истории?», «Что вы начали изучать по биологии?». Подчеркните, что для вас важны не школьные оценки, а его успехи, его интересы.
Таким образом, вы формируете у ребенка интерес к учебному процессу, что способствует повышению его успеваемости в школе.


Ошибки из-за невнимательности?..
"Мой сын всё знает, дома всё отвечает, а в классе ошибка на ошибке! Что поделать – невнимательность!"

"У моей дочки знания отличные. Но вот волнуется и из-за невнимательности допускает ошибки!"  

Знаете, что бывает дальше в 99 процентах случаев?

Первый этап
Первые три класса начальной школы родители вздыхают и разводят руками. 
Второй этап
К концу четвёртого класса, невзирая на «просто невнимательного», начинается неравный бой либо с собственным ребёнком, либо с учительницей.
  Третий этап
В средней школе толпы отчаявшихся родителей осаждают кабинеты психологов, где им дают советы, как разными способами развить внимание.
Например, дать ребёнку задание принести из комнаты тетрадку, но не просто принести, а, например, первую часть пути прыгать на левой ножке, потом пешком, потом на правой. На обратном пути, взяв тетрадь в левую руку, 5 раз подбросить её, пройдя половину расстояния, поймать, переложить в правую руку и гордо вручить родителям.
 Четвёртый этап
Все эти задания психологов не вредны, а даже полезны. Но они не являются панацеей. Ребёнок продолжает допускать глупые, на взгляд родителей,  а потом уже даже и не глупые ошибки. Наиболее ответственные родители, чувствуя, что ситуация выходит из-под контроля, нанимают репетиторов. Менее ответственные просто продолжают ругать своего ребёнка, учителя, школу и всё образование в целом.
Кто виноват и что делать?
Чтобы быстро вылечить больного, врач сначала должен верно поставить диагноз. Ведь если 15 лет старательно лечить лёгкие, а проблемы — с желудком, то пациент не выздоровеет.
Так же и в учёбе. Давайте сразу поставим верный диагноз. Сначала вам надо усвоить одну грустную истину. Если мы говорим о школьных навыках, то запомните очень важное правило:

Ошибки из-за невнимательности не бывает!
Любая ошибка – это неотработанность, неусвоенность определенного навыка. Давайте разберём самые распространённые, узнаваемые всеми вами случаи.
Ребёнок пропускает буквы в словах
(это может быть в ЛЮБОМ классе)
Причина: неотработанность фонематического слуха.
Что делать: больше писать под диктовку, обязательно вполголоса проговаривая слово по буквам-слогам.
Ребёнок допускает ошибки в счёте

Причина: не отработаны до автоматизма навыка счёта.
Что делать: учить состав числа, таблицу умножения, внетабличное умножение и деление знать назубок до 19. В общем, больше решать примеров (скакание на одной ножке с тетрадкой поможет гораздо меньше. Не навредит, но и в счёте не поможет)
Ребёнок допускает ошибки в диктанте

на хорошо известные ему орфограммы

Причина: орфограммы известны, может их применить на практике, но доведённого до автоматизма навыка ещё нет.
Что делать: снова проговаривать правило, разбирать слова с этой орфограммой устно, а потом опять писать диктанты с этой орфограммой. Диктант – лучшая отработка и проверка грамотности ребёнка. Помните, что диктантов много не бывает!

Ребёнок не решает задачи

Причина: неумение видеть причинно-следственные связи, неумение выстраивать логическую цепочку решения.
Что делать: не лениться с первого класса делать краткую запись, записывать условие задачи, чертить схемы и пр.
Да, в первом классе абсолютное большинство детей в 10 раз быстрее просто решит задачу, чем составит и сделает краткую запись к ней.
Но это умение будет необходимо вашему ребёнку для хорошего умения решать задачи начиная со второго класса и далее.
Итак: краткая запись к каждой задаче (и/или чертёж, схема, формула) больше решать задач, отрабатывать навык.


С чем чаще всего путают ошибки,

принимая их за ошибки из-за невнимательности?
·         С неотработанностью учебных навыков (это мы уже разобрали)
·         С логопедическими ошибками (милости просим на приём к логопеду)
·         С полным отсутствием мотивации к учению.

Пара слов о мотивации
Очень важно, чтобы у ребёнка было желание учиться, узнавать новое, гордиться своими успехами в учёбе. Если ребёнок не хочет что-либо выучить – заставить его практически нереально. 
Мотивируйте, хвалите, не давайте просиживать часами за играми на планшетах, телефонах, компьютерах ежедневно. Раз в неделю и максимум час. Иначе, получив массу лёгкой информации, которая отупляет, попутно очень сильно травмируя нервную систему ребёнка, его мозг будет просто не в состоянии усваивать новое, которое действительно развивает.
Учителя не волшебники. Они не в силах справляться с могучими холдингами разработчиков и производителей компьютерных игр. Контролируйте своих детей сами, ведь вам с ними и после школы жить.
У учителей даже есть такое понятие, как мотивированность к учебе не только детей, но и родителей. Всегда понятно, мотивирована семья на учёбу или нет. Детям из мотивированных семей намного легче и с большей радостью даётся учеба. Говорю это вам как учитель-практик, методист и автор федеральных учебников.
И, напоследок, давайте повторим правило:



Ошибки из-за невнимательности не бывает!

Любая ошибка – это неотработанность, неусвоенность определенного навыка.
Когда вашего ребёнка спрашивают, как его зовут, он же не путает свое имя, не ошибается из-за невнимательности? Не отвечает растерянно: «Петя... или нет, нет! Миша... Коля?.. Ваня... а! Вспомнил! Точно! Артём! Артём меня зовут!» Имя помнит?
Вот так и всё остальное должен помнить, если действительно и выучил, и отработал.

 

Трудности, которые испытывают младшие школьники в обучении и их причины:

Ø  Пропуск букв в письменных работах    -  причины: низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приёмов самоконтроля.
Ø Частые орфографические ошибки (хотя знают все правила) – причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
Ø Невнимательность, рассеянность – причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объёма внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
Ø Трудности при решении математических задач – причины: плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
Ø Затруднения при пересказывании текста – причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
Ø Трудности в понимании объяснения учителя с первого раза – причины: слабая концентрация внимания, несформированность приёмов учебной деятельности, низкая система восприятия и произвольности.
Ø Постоянная грязь в тетради – причины: слабое развитие мелкой моторики пальцев рук и недостаточный объём внимания.
Ø Плохо запоминают таблицу сложения (а потом умножения) – причины: низкий уровень развития механической и долговременной  памяти, слабая концентрация внимания, несформированность приёмов учебной деятельности.
Ø Постоянно забывают дома учебные предметы – причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
Ø Плохо списывает с доски, плохо справляется с работой в классе  – причины: не умение работать по образцу. Низкая скорость протекания психических процессов, низкий уровень развития произвольности.
Ø Постоянно переспрашивают – причины: низкий уровень объёма внимания, слабая концентрация и устойчивость внимания, низкий уровень развития переключения внимания и развития кратковременной памяти.
Ø  Плохо ориентируется в тетради – причины: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве, слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Ø  Поднимает руку, а при ответе молчит – причины: заниженная самооценка, возможны трудности в семье, внутреннее стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.
Ø  Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями – причины: трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

Как видите,  причины многих трудностей, встречающихся у первоклассников, -  низкий  уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. 

 Упражнения на развитие этих процессов,помогут справиться ребёнку с его трудностями.

Упражнения на развитие внимания.
Упражнение «Что изменилось» (внимание, память)
На столе разложить разные предметы (книга, ручка, кружка, шапка и т. д.) всего 10-15. Ребенок смотрит, затем закрывает глаза, в это время вы что-либо меняете (или убираете предмет, или что-то добавляете, либо меняете местами). Ребёнок открывает глаза и говорит что изменилось.
Упражнение «Слова-невидимки»
Ведущий в воздухе пальцем пишет слово по одной букве. Дети их запоминают и затем записывают слово. Для поддержания интереса предоставлять детям быть ведущими.
Упражнение «Корректурная проба»
В течение 5 минут дети зачёркивают любую букву в тексте, например «А». Затем подсчитывается количество просмотренных букв и количество ошибок. Можно усложнять: одну букву подчёркивать, напр. «В», а другую зачёркивать, напр. «Н».
Упражнение «Слушаем тишину»
В течение 1 минуты слушать тишину. Затем рассказать что слышал (капли воды, звуки музыки, стук, шорох, крик за окном и т.д.). Впоследствии время увеличивать на 2, 3 минуты.
Упражнение «Распределение внимания»
 Одновременно делать два дела, например: читать простое стихотворение и решать простые арифметические примеры.
Упражнения на развитие памяти
Упражнение «10 из 10» (объём слуховой памяти, внимание)
Зачитываются 10 коротких слов, не связанных между собой по смыслу. Например: река, гость, ёж, книга, стул, машина, зуб, пила, чайник, мяч. Слова читать внятно, не быстро. Ребёнок слушает и затем повторяет запомнившиеся слова. В среднем 6-7.
Упражнение «Восстановить пропущенное слово»(объём памяти)
Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не полностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово. В третий раз пропускается другое слово. Затем можно попросить восстановить ряд полностью.
Упражнение «Жил-был кот»
Составление ряда определений к существительному. Каждый из участников (или двое по очереди) повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце своё определение, напр. Жил-был красивый кот. Жил был красивый пушистый кот. Жил-был красивый пушистый кот с зелёными глазами. И т.д. Могут быть использованы различные варианты, напр. Бабушка испекла пирог…
Упражнение «Баранья голова»
Выбирается тематика слов (игрушки, животные, еда, растения, можно английские слова). Начинают по очереди произносить любые слова этой темы, при этом повторяя все предыдущие и добавляя новое своё. Кто не смог вспомнить слово, говорит: «Баранья голова» - он проиграл. 

Упражнения на развитие мышления
Упражнение «Слова с заданной буквой»
Придумать слова с заданной буквой, напр.:1. начинающиеся на букву «А»,2. оканчивающиеся на букву «Т», 3. в которых третья от начала буква «С» и т.п.

Упражнение «Придумай слова»
Перечислить слова со значением, например «хороший» - день, ужин, праздник, человек, поступок и т.п. или слова с противоположным значением слову «твёрдая» - подушка, рука, постель, булочка, игрушка. Можно называть слова по очереди, кто не придумал – проиграл,  кто выиграл заработал очко или фишку и  играть до 10 очков.

Упражнение «Составь предложение»
Даются начальные буквы, напр. В   с   е   п, каждая из которых представляет начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, напр. Всей семьёй ели пирог.
Упражнение «Соотношения» (мышление, воображение)
На столе разложить листочки с написанными разными словами (вниз буквами), например: мороженое, машина, подоконник, строили, голубое и т.д. Участник вытаскивает два листка и с попавшимися словами составляет предложение. Оно должно быть связано по смыслу, интересное, развёрнутое. Например: машина и мороженое – папа купил детям мороженое, но скоро пожалел об этом, потому что вся машина стала сладкой. Затем можно усложнять, составляя предложение из трёх, четырёх слов.

Упражнение «Придумай для чего» - (развивает гибкость мышления)
Перечислить все возможные способы применения… это может быть любой предмет (напр. газета, кирпич, стакан и т.п.) Определить время для раздумий (5-10 мин.), кто больше придумает способов.

Упражнение «Исключение 4 лишнего» (развитие мышления).
Предложите группы слов, три из которых объединены существенным признаком (их можно назвать одним словом), а четвёртое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу. Например: грузовик, электричка, автобус, трамвай. «Грузовик» - лишнее слово, так как электричка, автобус, трамвай – пассажирский транспорт; а грузовик – грузовой. Для того, чтобы дети могли выполнять такие задания, они должны хорошо знать обобщающие слова, к чему относят тот или иной предмет, такие как кухонная посуда, столовая посуда, явление природы, верхняя одежда, части тела, школьная принадлежность и т. п.

Упражнение «Продолжи ряд цифр»
Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Ребёнок должен понять закономерность построения ряда и продолжить его. Например: 1,3,5,7…1,4,7,10…20,16,20…10,8,6…

Упражнение «Установление отношений» (развитие мышления)
Учит устанавливать отношения между двумя словами, например: слова ШКОЛА и ОБУЧЕНИЕ – что их связывает? – то, что в школе обучают. На этом примере подобрать подходящее слово к слову БОЛЬНИЦА – это слово ЛЕЧЕНИЕ, потому что, если в школе обучают, то в больнице лечат.
Выбери и подчеркни в скобках подходящее слово:

1. Школа – Обучение
Больница – (Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.)
2.Песня – Глухой
Картина – (Хромой, слепой, художник, рисунок, больной.)
3.Нож – Сталь
Стол – (Вилка, дерево, стул, пища, скатерть.)
4.Рыба – Сеть
Муха – (Решето, комар, комната, жужжать, паутина.)
5.Птица – Гнездо
Человек – (Люди, птенец, рабочий, зверь, дом.)
6.Хлеб – Пекарь
 Дом – (Вагон, город, жилище, строитель, дверь.)
7. Пальто – Пуговица
 Ботинок – (Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.)
8. Коса – Трава
 Бритва – (Сено, волосы, острая, сталь, инструмент.)
9. Нога – Сапог
 Рука – (Калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.)
10. Вода – Жажда
 Пища – (Пить, голод, хлеб, рот, еда.)

Игры на развитие воображения.
Упражнение «Передай предмет»
Один участник задумывает предмет (роза, кирпич, лягушка, родниковая вода, котёнок, грязь, ёжик и т.п.) и передаёт по кругу, показывая мимикой, жестами что передаёт. Каждый должен догадаться, что ему передали. Когда предмет дойдёт до хозяина, участники высказывают свои версии, а затем узнают задуманное. Загадывает следующий участник.

Упражнение «Закончи сказку»
Взять любую известную сказку, и придумать другой сюжет, окончание или дополнительных героев.

Упражнение «На что похоже»
Выбирать объекты для наблюдения – облака, камушки, коряги, морозы на стекле, кляксы и т.п. Кто больше и оригинальнее придумает вариантов на что похоже.

Упражнение «Дорисуй рисунок»
Ребёнку предъявляются контуры элементов предметных изображений, напр. неровная палочка, полукруг, кружок – голова с одним ухом или просто геометрические фигуры. Детей просят дорисовать фигуру так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Имеет значение степень оригинальности, необычности созданного ребёнком изображения.

Упражнение «Придумай сказку с заданными героями»
На жёлтых карточках написать имена сказочных персонажей, на красных – современников (людей разных профессий, знакомых, родственников, знаменитостей). Карточки перевёрнуты, ребёнок выбирает одну жёлтую, одну красную карточку, и придумывает сказку с этими персонажами в главной роли. Для примера и поддержания интереса взрослый выбирает своих персонажей и тоже придумывает. Не надо помогать ребёнку в его сказке, делайте это на примере своей.

Игры, повышающие мотивацию обучения.
1. «Соль и перец»
Смешайте немного соли и перца вместе. А затем попросите ребёнка отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки не принесут никакого результата. Секрет в том, что надо потереть ложку о свитер, желательно сделанный из искусственной шерсти. А затем подержать её над смесью. Перец очень лёгкий. И за счёт этого статистическое электричество на ложке поднимает его и отделяет таким образом от соли.
Для ребят очевидной разницей между солью и перцем является их цвет. Эта игра показывает им, что может быть и много других таинственных различий.
2. «Невидимые чернила»
Один из самых простых рецептов невидимых чернил – картофельный сок. Для его приготовления необходимо срезать верхушки с обеих сторон большой картошки, поставить её на стол и проковырять в ней дырку внутри. В образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей картошки. Писать можно спичкой, макая её внутрь чернильницы. Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы прочесть послание, необходимо подержать его у огня. Лимон, луковый сок. Молоко или кока –кола также подойдут для этого занятия.
3. «Согнутые косточки»
Подобрать чистую твердую куриную кость без трещин. Дать ребёнку потрогать. Положить её на ночь в миску, наполненную уксусом. На следующее утро кость станет гибкой и мягкой. Этот опыт показывает, как уксусная кислота растворяет кальций, который делает кости прочными.
4.     «Летающие пробки»
Положите две ложки соды в стеклянную бутылку. Затем, необходимо смешать четыре ложки уксуса и четыре ложки воды и вылить эту смесь в бутылку. Осторожно закрыть бутылку пробкой и направить её в безопасную сторону. Углекислый газ вскоре выбьет пробу.

Рекомендации помощи детям в преодолении нарушений чтения:
1. Обращать внимание,  какие сочетания букв даются сложнее.  Напечатать слова с такими сочетаниями для тренировки.
2. Одновременно с этим напечатать текст, где нет таких сочетаний для того, чтобы создать у ребёнка атмосферу безошибочного чтения, положительной установки на чтение.
3. Для развития осознанного чтения – играйте в «молчанку»: пишите, печатайте записки, письма, чтобы ребёнку хотелось это прочитать.
4. Для увеличения скорости чтения: подбирайте вначале лёгкие стихи, с крупным шрифтом, красиво оформленные, пойте караоке.
5. Для развития словарного запаса и зрительного восприятия текста – заведите блокнот, где записывают дети новое слово и его значение. Это и существительные, и глаголы и прилагательные. Слова, которые дети могут употреблять в речи. Например: ровесник – человек равный по возрасту.
Как бы не строилась учебно-воспитательная работа в классе, можно с уверенностью сказать, что даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания и обучения ребёнка. Им необходима помощь родителей.  

1 комментарий: